О. Алешина
Пушкин вежливо отвёл от себя удар, поднявшись выше мелких обид ... Пушкин поместил и свой "Ответ Катенину". В нём поэт отклоняет поднесённый ему кубок суетной славы.
О. Алешина
Напомню, что в "Старой были" в образе "льстивого певца-кастрата" Катенин вывел не кого иного, как своего "друга" Пушкина. Что же касается "вежливо отклоненного от себя удара", то эта вежливость выразилась в помещенном там же, в "Северных цветах" "Ответе Катенину", выдержку из которого приводит О. Алешина:
...Товарищ милый, но лукавый,
Твой кубок полон не вином,
Но упоительной отравой:
Он заманит меня потом
Тебе вослед опять за славой.
Я сам служивый: мне домой
Пора убраться на покой.
Останься ты в строях Парнаса;
Пред делом кубок наливай
И лавр Корнеля или Тасса
Один с похмелья пожинай.
"С похмелья пожинай"... Пристрастие Катенина к вину — не только вошедшая в анекдоты современников тема (вспомнить хотя бы поведение Катенина на заседаниях Российской Академии после его обедов с обильным употреблением вина), но и отдельная, очень интересная глава в творчестве Пушкина и его друга кн. Вяземского. Здесь следует вспомнить стихотворную реакцию Пушкина на претензии Катенина по поводу послания Чаадаеву:
Твои догадки — сущий вздор,
Моих стихов ты не проникнул,
Я знаю, ты картежный вор,
Но от вина ужель отвыкнул?
А ведь еще до этого, и даже до публикации "Руслана и Людмилы" и ответной реакции Катенина в виде "Сплетен", в письме от 21 апреля 1820 года Пушкин писал Вяземскому о своем "приятеле":
"...Он кажется боится твоей сатирической палицы; твои первые четыре стиха на счет его в послании к Дмитриеву — прекрасны; остальные, нужные для пояснения личности, слабы и холодны — и дружба в сторону, Катенин стоит чего-нибудь получше и позлее. Он опоздал родиться — и своим характером и образом мыслей, весь принадлежит 18 столетию. В нем та же авторская спесь, те же литературные сплетни и интриги, как и в прославленном веке философии".
Вяземский удовлетворил просьбу Пушкина и усилил в своем "Послании к И.И. Дмитриеву" критические моменты в отношении Катенина:
Но истины язык невнятен для ушей:
Глас самолюбия доходней и верней.
Как сладко под его напевом дремлет Бавий!
Он в людях славен стал числом своих бесславий;
Но, счастливый слепец, он все их перенес:
Чем ниже упадет, тем выше вздернет нос.
Пред гением его Державин — лирик хилый;
В балладах вызвать рад он в бой певца Людмилы,
И если смельчака хоть словом подстрекнуть,
В глазах твоих пойдет за Лафонтеном в путь.
Что для иного труд, то для него есть шутка.
Отвергнув правил цепь, сложив ярмо рассудка,
Он бегу своему не ведает границ...
В 1821 году Вяземский создает написанное типично катенинской строфикой сатирическое стихотворение "Стол и постеля", в котором высмеял и склонность Катенина к пьянству, и его поэтическую несостоятельность. Объект сатиры был легко узнаваем с первой же строфы:
Полюбил я сердцем Леля,
По сердцу пришел Услад!
Был бы стол, была б постеля —
Я доволен и богат
Что же касается пристрастия Катенина к вину, то Вяземский определением "виноградник за столом" пояснил в своей эпиграмме, что именно имел в виду, когда писал: "Был бы стол, была б постеля": там же он сформулировал и характеристику поэтического творчества Катенина:
Одами поэт Савелий
Всех пленяет кротким сном;
Век трудится для постели
Он за письменным столом.
С учетом этого, ударная концовка пушкинского "Ответа Катенину": "И лавр Корнеля или Тасса Один с похмелья пожинай" приобретает гораздо более острое звучание, чем это пытается представить О. Алешина.
Можно напомнить, что за этим последовала миниатюра Пушкина "Моцарт и Сальери" с кубком отравленного вина, и Катенин недаром так негативно на нее отреагировал. Да и непредвзятое мнение такого авторитетного пушкиниста как М.О. Гершензон ("В Сальери решительно есть черты Катенина") не учитывать никак нельзя.
Как можно видеть, О. Алешина недостаточно ориентируется как в содержании пушкинского эпистолярия, чтение которого составляет для нее "отдельное удовольствие", так и в характере "исторического контекста", в котором следует оценивать содержание некоторых произведений Пушкина — в частности, его "Ответа Катенину".
Возврат
к месту ссылки в ответе О. Алешиной — через кнопку Назад (Back) (ту, что слева вверху со стрелкой "влево").
Теория литературы и мениппея: Пушкин создал свои произведения "Евгений Онегин", "Борис Годунов", "Памятник", "Руслан и Людмила", "Медный всадник", "Повести Белкина" как сатирические пародии.
Текст книги Прогулки с Евгением Онегиным в одном файле (объем файла с иллюстрациями 1 мб)